Всю свою жизнь С.Т. Морозов был увлечён театром. Он оказывал материальную поддержку целому ряду частных театров, среди которых были театры А. С. Суворина в Петербурге, Ф. А. Корша и В. В. Чарского в Москве и др.

На его средства в 1897 г. в Орехово-Зуеве появился деревянный Летний театр, а в 1912 г. - каменный Зимний.

Оба театра являлись общедоступными.
21-22 июня 1898 г. состоялась знаменитая «восемнадцатичасовая беседа» двух деятелей театра: К.С. Алексеева (настоящее имя К.С. Станиславского) и Вл.И. Немировича-Данченко. Начавшись в ресторане «Славянский базар», она завершилась на даче К.С. Станиславского в Любимовке.

Во время беседы Вл.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский совместно выработали основные принципы строительства театра, важнейшим среди которых был принцип “общедоступности”.

Когда начался поиск меценатов, К.С. Станиславский, «отлично зная психологию московского купечества»², решил создать Товарищество Художественного театра по образцу акционерного общества. Однако, несмотря на этот шаг, пайщики неохотно вступали в рискованное мероприятие.

Отказалась финансировать создание театра крупная благотворительница и меценатка В.А. Морозова, урожденная Хлудова. Не дала субсидии Московская городская дума.

К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко решили обратиться за материальной поддержкой к Савве Тимофеевичу Морозову.

Обстоятельства обращения К.С. Станиславского и
Б.И. Немировича-Данченко к одному из виднейших московских фабрикантов изложены в их мемуарах.
Окончив физико-математический факультет Императорского Московского Университета, С.Т. Морозов поехал изучать химию в Кембридж. Увлечение химией не прошло даром - впоследствии Савва Тимофеевич основал на Урале анонимное общество соединенных химических заводов
"С.Т. Морозов, Крель и Оттман”, производивших красители для ткани.

Савва Тимофеевич обладал большими организаторскими способностями и пользовался авторитетом в промышленных и купеческих кругах. В 29 лет он стал выборным Московского биржевого общества. Никольскую мануфактуру он превратил в одно из крупнейших предприятий России.

В отличие от своего отца, из-за жесткого управления и бесконечных штрафов, которого рабочие устроили первую в России рабочую стачку, получившую название “морозовская”, С.Т. Морозов большое внимание уделял социальным вопросам. Он отменил штрафы, построил для рабочих больницу и дома, ввел декретный отпуск, стал отправлять на обучение техническим специальностям способных сотрудников.

До 1897 года у Саввы Тимофеевича было два главных дела - Никольская мануфактура и широкая общественная деятельность.
Славянский бульвар
Любимовка
"Мое знакомство с Саввой Тимофеевичем было сначала очень поверхностное. Встречались с ним где-нибудь на больших вечерах, или на выставках, или на премьерах, - где-то нас познакомили. Однажды был объявлен какой-то большой благотворительный спектакль, в котором я с моими учениками ставил «Три смерти» Мея. Встретившись где-то с Саввой Тимофеевичем, я предложил ему взять у меня два билета.
Он очень охотно принял, но со смешком сказал, что у него нет с собой денег: Я ответил: "Пожалуйста, пусть десять рублей будут за вами; все-таки довольно любопытно, что мне, так сказать, интеллигентному пролетарию, миллионер Морозов состоит должником". Оба этой шуткой остались довольны. Прошло месяца два, мы где-то снова встретились, и он сразу: "Я вам должен десять рублей, а у меня снова денег нет". Я опять: "Пожалуйста, пожалуйста, не беспокойтесь. Дайте такому положению продлиться подольше". Так при встречах шутили мы года два. Однажды я ему даже сказал: "Ничего, ничего, я когда-нибудь за ними сам к вам приду" ³.
Свое обещание Владимир Иванович исполнил. Зимой 1897/98 года он приехал к Морозову вместе со Станиславским: "Ну, Савва Тимофеевич, я пришел к вам за долгом - за десятью рублями".

Договор об учреждении Общедоступного театра в Москве, заключенный сроком на 12 лет, датируется 10 апреля 1898 года
В. И. Немирович-Данченко вспоминал:
СОЮЗ
По договору предусматривалось, что учредители театра,
К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, «уполномочиваются вести как художественную, так и хозяйственную часть предприятия».
В то же самое время было решено, что "прочие товарищи, если того сами не пожелают, не несут никаких обязанностей и никакой личной ответственности, в имущественном же отношении отвечают только своими денежными вкладами" .

Однако С.Т. Морозов "не только поддержал дело материально, но встал в ряды его деятелей, не боясь самой трудной, неблагодарной и черной работы".
По договору предусматривалось, что учредители театра, К.С. Станиславский
и Вл. И. Немирович-Данченко, «уполномочиваются вести как художественную, так и хозяйственную часть предприятия».
В то же самое время было решено, что "прочие товарищи, если того сами не пожелают, не несут никаких обязанностей и никакой личной ответственности, в имущественном же отношении отвечают только своими денежными вкладами" .

Однако С.Т. Морозов "не только поддержал дело материально, но встал в ряды его деятелей, не боясь самой трудной, неблагодарной и черной работы".
Вл.И. Немирович-Данченко (слева) и К.С. Станиславский (справа)
Особенно неблагополучно было с отоплением театра, так как все трубы оказались испорченными, и нам пришлось чинить их на ходу, притом в такое время, когда уже завернули морозы и пора было ежедневно нагревать здание. Этот изъян театра принес нам немало страданья и задержек в работе. Но мы не сдавались и боролись
с препятствиями. А они были очень серьезны.

Помню, в один из спектаклей мне пришлось отдирать от стены своей уборной примерзший к ней костюм, который предстояло тут же надевать на себя… Электрические провода также были в беспорядке и ремонтировались, вследствие чего репетиции происходили при огарках, почти в полной темноте".
ЭРМИТАЖ
Изначально Художественный театр располагался в “Эрмитаже”
в Каретном ряду.
Здесь он просуществовал четыре сезона - с 1898 года по первую половину 1902 года.
Состояние театра оставляло желать лучшего. По свидетельству
К.С. Станиславского, оно находилось в ужасном виде.
"Грязный, пыльный, неблагоустроенный, холодный, нетопленый, с запахом пива и какой-то кислоты, оставшимся еще от летних попоек и увеселений, происходивших здесь. Вся обстановка носила печать дурного тона. Предстояло вытравить из него дурной вкус, но у нас не было денег, чтобы создать в нем приличную для культурных людей обстановку.

Все стены с их пошлыми объявлениями мы просто закрасили белой краской. Скверную мебель закрыли хорошими чехлами, нашли приличные ковры и устлали ими все коридоры, примыкающие к зрительному залу, чтобы стук шагов проходивших не мешал ходу спектакля.

Но как ни чини старую рухлядь, ничего хорошего выйти не может: в одном месте починишь или замажешь, а в другом откроется новый изъян. Вот, например, в моей актерской уборной я стал приколачивать гвоздь, чтобы повесить полку на стене. Но стены оказались настолько ветхи и тонки, что от ударов молотка кирпич выскочил насквозь и в стене образовалась дыра, через которую ворвался в комнату холодный наружный воздух.
Савва Тимофеевич активно включился в работу театра после того, как пьесы “Царь Феодор Иоаннович” и “Чайка” имели большой успех и вызвали широкий общественный резонанс.
С.Т. Морозов принял самое деятельное участие в жизни театра в этот период и на свои средства отремонтировал здание.

“Морозов перестал быть просто пайщиком. Он становится лицом, ответственным за административно-хозяйственную сторону в театре. Его должность получила название - директор хозяйственной части. Так на пороге нового сезона появился в Художественно-Общедоступном театре третий директор” .

В это время Савва Тимофеевич Морозов становится единственным спонсором Художественного театра.
Театр и сад "Эрмитаж"
Группа артистов МХТ перед театром Эрмитаж 1898 г.
Театр "Эрмитаж"
Константин Сергеевич Станиславский
К. С. Станиславский писал:

“В критический момент судьба послала нам двух спасителей: А.П. Чехова и С.Т. Морозова». «Когда театр был на краю гибели, - прилетела "Чайка" и принесла с собой Чехова и художественный триумф, упрочивший славу. Когда театр истощился материально, - явился C.Т. Морозов” .
К.С. Станиславский, обращаясь к Морозову, вспоминал:

"Я помню Ваше лицо, с напряженным вниманием следившее за спектаклем «Царь Федор». Казалось, что Вы в первый раз уверились в возможности осуществления симпатичной Вам идеи. После этого спектакля Вы стали внимательнее следить за деятельностью театра, и уже ни один опасный для дела момент не проходил без Вашего участия. Страстность, с которой Вы относились к вопросам, касавшимся Художественного театра, лучше всего подтверждала Вашу близость к полюбившемуся Вам делу. В критический для нашего театра момент, когда все предприятие грозило падением, Вы взвалили на себя всю тяжесть его и вернули энергию его деятелям"⁸.
ЦАРЬ ФЕДОР ИОАНОВИЧ
Шуйский — К.С. Станиславский,
спектакль "Царь Федор Иоаннович"
Афиша спектакля "Царь Федор Иоаннович"
"Казалось, что мы провалились, - писал К.С. Станиславский, - занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина… Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес"⁹.
ЧАЙКА
НОВОЕ ЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА
К.С. Станиславский
“Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной преданностью искусству и желанием посильно помогать общему делу. Он выстроил нам на собственные средства новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался при стройке, гласил: все - для искусства и актера, тогда и зрителю будет хорошо в театре”.
Осенью 1901-го г. стало известно, что Лианозовский театр
в Газетном переулке освобождается в связи «с переселением антрепризы Омона в новый театр на Садовой».

Узнав об этом, Савва Тимофеевич арендовал у Лианозова здание
на 12 лет. Заключив договор, по которому он мог перестраивать здание, он в рекордно короткие сроки перестроил его под нужды МХТ.
Начало стройки
Архитектор Федор Осипович Шехтель составил проект абсолютно безвозмездно.

В театре была создана атмосфера, далекая от привычной парадности и пышности.

Если в XIX веке больше заботились о комфорте зрителя, то в Художественном театре упор был сделан на качество той части театра, которая принадлежала актерам. Морозов не жалел денег на оборудование сцены.
Перестройка театра обошлась Морозову в триста тысяч рублей.
В 1902 году Художественный театр переехал в собственное здание, и уже открылся для зрителей 8 октября 1902 года.
Здание в Камергерском переулке было оборудовано по последнему слову техники. Была устроена сложная вентиляция, паровое отопление, а также “канализация и водопровод очень хорошей работы”. Электрическое освещение первоначально подавалось от «городского кабеля», а к марту 1903 года Савва Тимофеевич устроил при МХТ собственную электрическую электростанцию”.
По словам К. С. Станиславского, "закулисное царство артистов было устроено по тому плану и на тех принципах, которые мы установили при нашем знаменитом свидании с Немировичем-Данченко. Были уютные мужские и женские фойе для приема гостей, актерские уборные со … шкафами, библиотеками, диванами и другой необходимой обстановкой культурного жилого помещения"¹⁰.
Морозов лично наблюдал за процессом, переселившись на лето
в небольшую комнату рядом со стройкой.
Большое внимание Савва Тимофеевич уделял специальным эффектам, которые должны были усилить впечатление реальности во время спектакля. Над сценой были размещены резервуары
с водой, при помощи которых можно было изобразить дождь.

В новом здании были превосходное освещение и масса световых эффектов, многие из которых он изобрел, превратив на летние месяцы свой собственный дом в экспериментальную мастерскую.
В ванной он изготавливал лаки «для окрашивания электрических ламп и стекол ради получения более художественных оттенков освещения сцены», а в саду и большом зале добивался разнообразных световых эффектов с помощью цветных светильников.
"Освещение было устроено им по последним усовершенствованиям того времени, с электрическим роялем, с помощью которого можно управлять всем светом сцены и театра".

Кроме того, имелись и эффекты звуковые, в их числе "гром, какого, вероятно, в то время не было ни в одном театре. Это - целый оркестр, состоящий из четырех-пяти громовых аппаратов: барабаны, падающие доски и камни, создававшие самый сильный треск, самую высокую могучую ноту при громовом раскате.

С особым вниманием он отнесся к оборудованию самой важной площадки театра - сцены. Она была сконструирована одесскими инженерами братьями Д.С. и И.С. Жуйкиными ¹¹. Совместными усилиями за одно лето они создали большую образцовую "трехъярусную сцену с громадными опускающимися и поднимающимися люками".
К.С. Станиславский говорил об устройстве сцены как об одном из главных деяний Морозова на благо Художественного театра.

"С особой любовью он отнесся к строительству и оборудованию сцены. По плану, составленному общими силами, была устроена вращающаяся сцена, которая в то время являлась редкостью даже за границей.
Она была значительно более усовершенствована, чем обычный тип вертящихся подмостков, в которых вращается один лишь пол, так как Морозов с Шехтелем устроили вращение целого этажа под сценой, со всеми люками, провалами и механикой подполья" ¹².
Ее устройство отвечало самым "современным требованиям европейских первоклассных театров". На сцене предусматривалась возможность изображать полеты, горы и впадины, а также "закулисные эффекты, такие как гром, ветер, дождь и т. п".
Кроме того, в основании сцены имелись двигающиеся по рельсам колесики, так что при помощи динамо-машины сцена могла вращаться.
Зрительный зал, выдержанный в зеленовато-оливковой гамме, был оборудован на тысячу мест.

Ставший вскоре визитной карточкой Художественного Театра оливковый занавес со стилизованным мотивом волны и летящей над ней белой чайкой – напоминание о Чехове, чья пьеса "спасла театр" в годы его становления.
Сам фасад Лианозовского дома почти не подвергся переделке. Лишь над подъездами зажглись фонари с дуговыми лампами, а над правым подъездом появился горельеф работы скульптора А.С. Голубкиной: пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка - символ искусства Московского Художественного театра, образ его нелегкого предназначения.
1904 год стал переломным в отношениях С.Т. Морозова и Художественного театра. Вероятно, в основе разногласий лежал целый комплекс причин.

Отказавшись от дальнейшего участия в судьбе Художественного театра, Морозов писал в прощальном письме, адресованном труппе: "Я с горечью ухожу из того дела, которое когда-то любил. От души желаю лучшей части пайщиков поднять вновь театр до высоты, достойной тех хороших побуждений, с которыми работали лучшие его участники, и сберечь то огромное богатство, которым обладает театр в лице его талантливого творца - Константина Сергеевича Станиславского" ¹³.

К.С. Станиславский также всегда отзывался о С.Т. Морозове с теплотой и уважением, подчеркивая его огромный вклад в становление Художественного театра даже во времена, когда это, казалось бы, было совершенно невозможно.

Так, уже при советской власти, выступая на юбилейном вечере в честь Художественного театра перед И.В. Сталиным, Станиславский не побоялся упомянуть об огромном вкладе С.Т. Морозова в общее театральное дело. Он "просил почтить память представителя "эксплуататорского класса" вставанием. И весь зал в едином порыве, включая Сталина, подчинился призыву гениального режиссера" ¹⁴.
Made on
Tilda