Особенно неблагополучно было с отоплением театра, так как все трубы оказались испорченными, и нам пришлось чинить их на ходу, притом в такое время, когда уже завернули морозы и пора было ежедневно нагревать здание. Этот изъян театра принес нам немало страданья и задержек в работе. Но мы не сдавались и боролись
с препятствиями. А они были очень серьезны.
Помню, в один из спектаклей мне пришлось отдирать от стены своей уборной примерзший к ней костюм, который предстояло тут же надевать на себя… Электрические провода также были в беспорядке и ремонтировались, вследствие чего репетиции происходили при огарках, почти в полной темноте".
Изначально Художественный театр располагался в “Эрмитаже”
в Каретном ряду.
Здесь он просуществовал четыре сезона - с 1898 года по первую половину 1902 года.
Состояние театра оставляло желать лучшего. По свидетельству
К.С. Станиславского, оно находилось в ужасном виде.
"Грязный, пыльный, неблагоустроенный, холодный, нетопленый, с запахом пива и какой-то кислоты, оставшимся еще от летних попоек и увеселений, происходивших здесь. Вся обстановка носила печать дурного тона. Предстояло вытравить из него дурной вкус, но у нас не было денег, чтобы создать в нем приличную для культурных людей обстановку.
Все стены с их пошлыми объявлениями мы просто закрасили белой краской. Скверную мебель закрыли хорошими чехлами, нашли приличные ковры и устлали ими все коридоры, примыкающие к зрительному залу, чтобы стук шагов проходивших не мешал ходу спектакля.
Но как ни чини старую рухлядь, ничего хорошего выйти не может: в одном месте починишь или замажешь, а в другом откроется новый изъян. Вот, например, в моей актерской уборной я стал приколачивать гвоздь, чтобы повесить полку на стене. Но стены оказались настолько ветхи и тонки, что от ударов молотка кирпич выскочил насквозь и в стене образовалась дыра, через которую ворвался в комнату холодный наружный воздух.
Савва Тимофеевич активно включился в работу театра после того, как пьесы “Царь Феодор Иоаннович” и “Чайка” имели большой успех и вызвали широкий общественный резонанс.
С.Т. Морозов принял самое деятельное участие в жизни театра в этот период и на свои средства отремонтировал здание.
“Морозов перестал быть просто пайщиком. Он становится лицом, ответственным за административно-хозяйственную сторону в театре. Его должность получила название - директор хозяйственной части. Так на пороге нового сезона появился в Художественно-Общедоступном театре третий директор” ⁶.
В это время Савва Тимофеевич Морозов становится единственным спонсором Художественного театра.
Группа артистов МХТ перед театром Эрмитаж 1898 г.
Константин Сергеевич Станиславский