Человек-легенда. Леонид Эрман
Виртуальная выставка
К 95-летию со дня рождения

Леонид Эрман с детства любил театр и мечтал работать в театре. Но в 19 лет он ушёл на фронт, где был контужен и частично потерял слух. О своём выборе профессии вспоминает: «Я знал, что хочу работать в театре, но контузия и глухота помешали мне пойти на режиссёрский или актёрский факультет. Оставался только постановочный». Так, в 25 лет он стал студентом Постановочного факультета Школы- студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко.

Леонид Иосифович Эрман
Вспоминая годы учебы, Леонид Иосифович рассказывает: «С первого собеседования я проникся доверием к людям, меня принимавшим. Вениамин Захарович Радомысленский так по-отечески со мной говорил, так выспрашивал обо всем, так смотрел – всё было настолько по-человечески…».
Вениамин Захарович Радомысленский – педагог Л.И. Эрмана по Школе-студии МХАТ и ее ректор с 1945 по 1980 год.

Всю жизнь Леонид Иосифович сохраняет признательность своим педагогам Ивану Яковлевичу Гремиславскому, который был «человеком большой эрудиции, высочайшей культуры, замечательным художником» и Вадиму Васильевичу Шверубовичу, желавшему чтобы «каждый из нас стал профессионалом и, чтобы мы выросли человечески…».

1) Илья Яковлевич Гремиславский – педагог Л.И. Эрмана по Школе-студии МХАТ
2) Вадим Васильевич Шверубович – Учитель и руководитель курса постановочного факультета Л.И. Эрмана.

«Огромное значение на моё восприятие театра оказала Е.Н. Морес. Её талант, такт, ум, её умение очаровательно и непринуждённо рассказать о важности самых простых вещей сыграли большую роль в моем профессиональном воспитании. Как важна для актёра атмосфера понимания, бережного сочувствия вокруг него – мы поняли раз и навсегда», – утверждает Леонид Иосифович.

Евгения Николевна Морес – педагог Л.И. Эрмана
Со Школой-студией Леонида Иосифовича жизнь связала более чем на 50 лет. Сначала это был дом, в котором «образовывался», а впоследствии сам стал в нём преподавать.

Школу-студию МХАТ Леонид Иосифович считает «домом, где родился театр «Современник» и думает, что «только в атмосфере Школы это и могло произойти», так как надо было «обладать деловой активностью, смелостью В.З. Радомысленского, В.В. Шверубовича, чтобы дать возможность О.Н. Ефремову создать и показать в ночь с 15-го на 16-ое апреля 1956 года спектакль «Вечно живые», с которого началась история этого театра, так много значащего в нашей жизни». А Леонид Иосифович, конечно, это знает – так как участвовал в создании этого театра в качестве заведующего художественно-постановочной части.

В.Я. Виленкин, Е.А. Евстигнеев, Г.М. Печников, И.В. Кваша на репетиции «Студии молодых актеров» пьесы «Вечно живые» В. Розова в филиале МХАТа им. М. Горького на улице Москвина. Апрель, 1956
О.Н. Ефремов и В.С. Розов после премьеры спектакля «Вечно живые». 1956
«Вечно живые» В. С. Розова. Московский Театр «Современник», 1956
Режиссер – О.Н. Ефремов
Вероника Богданова – С.Н. Мизери,
Борис – О.Н. Ефремов.
Рабочий день в Московском Театре «Современник»
Л.И. Эрман и О.Н. Ефремов
Left
Right
Московский театр «Современник» появился на свет вопреки желанию властей и благодаря уникальной личности Олега Николаевича Ефремова, который заразил выпускников Школы-студии МХАТ идеей создания театра и его художественной программой. Все создатели театра «Современник» – Олег Ефремов, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев Виктор Сергачев, Галина Волчек боготворили Художественный театр и его создателей К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, но, к сожалению, в середине пятидесятых годов МХАТ был не в самом хорошем творческом состоянии. Устремления нового молодого театра зрители восприняли с воодушевлением.
Московский Театр «Современник» Л.И. Эрман и О.П. Табаков. 1970
О.П. Табаков и О.Н. Ефремов на репетиции в Театре «Современник»
Фото из личного архива Л.И. Эрмана
Л.И. Эрман, В.С. Розов, В.В. Фокин, Г.Б. Волчек  на репетиции в театре «Современник»
Труппа Московского Театра «Современник» на сцене Дома актера 17 апреля 1967 года
Left
Right
Вся жизнь Л.И. Эрмана связана с двумя театрами – Московским театром «Современник» и Московским Художественным театром. Да и сам он признается: «Событиями своей жизни я привык считать только театральные события».
Сбор труппы 1978/79гг. Л.И. Эрман, Е.И. Прудкина, М.И. Прудкин
Преданность этим двум театрам всегда руководила его жизненными поступками: в 1976 году Леонид Иосифович переходит в МХАТ, так как О.Н. Ефремову нужна его помощь, в 1989 году откликается на зов Г.Б. Волчек, становится директором «Современника», чтобы вывести театр на новую организационную
высоту.

Существует такое понятие «человек театра». Леонид Иосифович – Человек двух театров! Эти театры, скорее всего, для него как взрослые дети наполняют его жизнь своими горестями и радостями!

Леонид Иосифович всегда был и остается большим другом Музея МХАТ. С 1976 года по 1989 год ни одна выставка нашего музея не открывалась без его участия. Он утверждал каждую фотографию, так как всегда был проникнут бесконечной любовью и преданностью к прошлому и настоящему театра, которому служит! А уж историю Художественного театра он знает и чтит, как никто другой!

Л.И. Эрман с коллегами по театру "Современник" на выставке Музея МХАТ
«Обломов» И.А. Гончаров. 2003.
Захар – В.Т. Кашпур

Леонид Иосифович, мы Вас поздравляем с прошедшим юбилеем! Просим прощения, что немного опоздали! Желаем здоровья и удачи! А самое главное, чтобы Московский Художественный театр и театр «Современник» процветали и радовали бы Вас новыми премьерами и актёрскими достижениями!

Л.И. Эрман в фотолаборатории И.А. Александрова
В выставке использованы фотографии из фондов Музея МХАТ

Дизайн
Колодезнев Н.И.
Материал
Самозванцев Г.А., Стаценко И.В.
Текст
Бубнова М.Н.
Самозванцев Г.А.,
Стаценко И.В.