Виртуальная выставка Музея МХТ
Пожалуйста используйте QR код.
Данная выставка открывается только с мобильного устройства.
Театр.
Основание
1
05
Здание ресторана «Славянский базар»
В конце XIX века в русском театре преобладал так называемый «актер-ский театр», а режиссеру отводилась второстепенная, подчиненная роль. Считалось, что труппа не может сущес-твовать без выдающихся, крупных актерских талантов, публику привлекают в театр только известные, проверенные сценой имена. Но и Немирович-Данченко, и Станислав-ский понимали, что главное в театре — актерский ансамбль. Именно с его помощью можно достигнуть реализма на сцене, к которому они стремились.
«Программа начинающегося дела была революционна, — утверждал Станиславский. — Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности… и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».

Художественный театр по-новому понял и задачу режиссера. Если ранее режиссер только технически распре-делял актеров на сцене, то К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко отводили ему роль художни-ка-творца. Это дало начало становле-нию такого общемирового явления, как «режиссерский театр». Режиссер прорабатывал с актерами роли, донося до сознания каждого идейный смысл пьесы. Особое внимание уделялось поиску точного внешнего выражения внутренних переживаний, что делало ясной и убедительной суть пьесы для зрителя.
06
Визитная карточка Вл.И. Немировича-Данченко с приглашением К.С. Станис-лавскому на встречу в ресторан «Славянский базар»
07
М. А. Горький и М. Ф. Андреева
Почему вообще возникла идея нового театра?
Московский Художественный театр был основан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским (Алексеевым), уже известным к тому времени театральным деятелем, актёром и режиссёром, и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, драматургом, педагогом драматичес-кого отделения Музыкально-драмати-ческого училища Московского филар-монического общества.

Считается, что начало новому театру положила встреча Станиславского и Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 3 июля 1897 года, которая длилась 18 часов. На встрече обговори-ли основные принципы и правила, репертуар, а также разделение обязан-ностей между двумя будущими директорами.
Чтобы добиться актерской правды на сцене, основатели театра ставили множество экспериментов.
Особое внимание было уделено созданию комфорт-ных условий для актера, в то время как в театрах того времени больше заботились о зрителе, в связи с чем актеры ютились в маленьких холодных неудобных гримерках.
Перед актером будущего театра ставились новые задачи — не только в одиночку блестяще сыграть роль, но и научиться подчинять свой талант интересам спектакля. Поэтому особое внимание при наборе новой труппы уделялось как дарованию артистов, так и этическим и эстетическим принципам, которых они придерживались. Важным аспектом становится культура спектакля, создание атмосферы, при которой актер мог бы сосредоточиться на поставленных перед ним творческих задачах, а зрителей ничего не отвлекало бы от происходящего на сцене.

Отсюда неброский занавес, прос-тая, лаконичная мебель в зрительном зале. Было решено следить за порядком: запрещалось входить в зритель-ный зал после третьего звонка, разговаривать во время представления, перемещаться по залу. Музыка перед началом спектакля и в антрактах отменялась, как и выходы актеров на аплодисменты во время спектакля. Для каждой пьесы создавали собст-венные декорации, подбирали соответствующую замыслу спектакля мебель, бутафорию и реквизит.
Труппа
Основу первой труппы (27 человек) составили воспитанники драматического отделения Филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл.И. Немирович-Данченко (И.М. Москвин, О.Л. Книппер, М.Г. Савицкая, В.Э. Мейерхольд), и участники любитель-ских спектаклей, поставленных К.С. Станиславским в Обществе любителей искусства и литературы (актрисы М.Ф. Андреева, М.П. Лилина, М.А. Самарова, актер В.В. Лужский).
В.Э. Мейерхольд
08
09
О.Л. Книппер-Чехова
10
И.М. Москвин
11
М.А. Самарова
12
М.Г. Савицкая
13
М.П. Лилина
14
М.Ф. Андреева
15
В.В. Лужский
Общедоступный театр
2.
04
Камергерский переулок
Однако очень быстро стало понятно, что необходимо другое, более просторное, удобное для актеров и зрителей здание. И в 1902 для этих целей Саввой Морозовым на собственные средства был перестроен театр домовладельца Лианозова в Камергерском переулке. Реконструкцию провели за три летних месяца 1902 года. Архитектор проекта — Федор Осипович Шехтель – на тот момент один из самых популярных архитекторов в России, основатель стиля русского модерна. Проект реконструкции Шехтель выполнил безвозмездно.
Большое внимание было уделено устройству самой важной площадки театра — сцены. Она была сконструирована одесскими инженерами – братьями Д.С. и И.С. Жуйкиными. Совместными усилиями за одно лето они создали большую образцовую трехъярусную сцену с громадными опускающимися и поднимающимися люками.

К.С. Станиславский говорил об устройстве сцены как об одном из главных деяний Морозова на благо Художественного театра.

«С особой любовью он отнесся к строительству и оборудованию сцены. По плану, составленному общими силами, была устроена вращающаяся сцена, которая в то время являлась редкостью даже за границей. Она была значительно более усовершенствована, чем обычный тип вертящихся подмостков, в которых вращается один лишь пол, так как Морозов с Шехтелем устроили вращение целого этажа под сценой, со всеми люками, провалами и механикой подполья». Ее устройство отвечало самым современным требованиям европейских первоклассных театров.
08
Здание МХАТ в Камергерском переулке с горельефом А. С. Голубкиной.
В 1898 году было организовано Товарищество пайщиков МХТ, состоящее из десяти лиц. Девять
из них, в том числе Савва Тимофеевич Морозов, являлись представителями купеческого сословия. Каждый из подписавших договор (кроме Вл.И. Немировича-Данченко) внес в дело паевой взнос. Общая сумма составила 25 тысяч рублей, причем самые крупные взносы — по пять тысяч — поступили от К.С. Станиславского
и С.Т. Морозова.

По договору предусматривалось, что учредители театра, К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, «уполномочиваются вести как художественную, так и хозяйственную часть предприятия». В то же самое время «прочие товарищи, если того сами не пожелают, не несут никаких обязанностей и никакой личной ответственности, в имущественном же отношении отвечают только своими денежными вкладами».
Ф.О. Шехтель
09
10
О.Ф. Шехтель. Эскиз плана партера МХТ
13
О.Ф. Шехтель. Эскиз формы служителей МХТ
13
С.Т. Морозов
15
Здание МХАТ в Камергерском переулке. Горельеф скульптора
А.С. Голубкиной
05
С.Т. Морозов
К 1902 году Савва Морозов полностью взял на себя финансирование театра
и вопросы аренды, реконструкции
и оборудования нового здания в Камергерском переулке.
06
Театр «Эрмитаж»
07
Сад театра «Эрмитаж»
В 1901 году слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов театра.

Первоначально Художественный театр располагался в здании театра «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж».
Внутри здание было полностью перестроено. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты, эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра — летящей над волнами чайкой, — все было разработано Шехтелем.
11
О.Ф. Шехтель. Эскиз фасада здания театра в Камергерском переулке
12
О.Ф. Шехтель. Эскиз портала сцены и занавеса
Освещение в театре было устроено С.Т. Морозовым
по последним усовершенствованиям того времени, с электрическим роялем, с помощью которого можно было управлять всем светом сцены и театра. Многие световые эффекты Морозов изобрел сам, превратив на летние месяцы свой собственный дом
в экспериментальную мастерскую.
В ванной он изготавливал лаки
«для окрашивания электрических ламп и стекол ради получения более художественных оттенков освещения сцены», а в саду
и большом зале добивался разнообразных световых эффектов с помощью цветных светильников.

Кроме того, имелись и эффекты звуковые, в их числе «гром, какого, вероятно, в то время не было
ни в одном театре». Это — целый оркестр, состоящий из четырех-пяти громовых аппаратов: барабаны, падающие доски и камни, создававшие самый сильный треск, самую высокую могучую ноту при громовом раскате.
13
Здание МХАТ в Камергерском переулке. Подъезд с горельефом работы скульптора А.С. Голубкиной
Правый подъезд театра украшает гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна». Это была первая крупная работа будущего прославленного мастера. Выполненный по заказу Саввы Тимофеевича Морозова с одобрения Станиславского скульптурный образ отразил направление в творческих поисках Художественного театра. Скульптор воплотила его в образах поднимающейся волны, борющегося с ней человека и летящего над ним буревестника.
Левенталь Валерий Яковлевич
85
83
86
84
82
Левенталь В.Я. Костюм Татьяны Яковлевны Бородиной (Титания). «Любовь в Крыму», 1995 г.
Левенталь В.Я. Эскизы костюмов Масок финального дивертисмента. «Венецианский антиквар», 2000 г.
Левенталь В.Я. Эпизод «Бранкович». «Вечность и еще один день», 2002 г.
Левенталь В.Я. Декорация I действия «Имение Сорина». «Чайка», 1980
Левенталь В.Я. Эскиз декорации
IV действия. «Три сестры», 1997 г.
Мессерер Борис Асафович
81
80
Мессерер Б.А. Эскиз костюма фру Альвинг. «Привидения», 1999 г.
Мессерер Б.А. Эскиз костюма Лорда-канцлера (Градополов). «Принц
и нищий», 1980 г.
Афанасьева Елена Петровна
79
77
78
Афанасьева Е.П. Эскиз костюма миссис Гофорт. «Молочный фургон здесь больше не останавливается», 1993 г.
Афанасьева Е.П. Эскиз костюма Актера. «Брехтиана, или Швейк
во Второй Мировой войне», 1995 г.
Афанасьева Е.П. Эскиз костюма Лены. «Новый американец», 1994 г.
Комолова Валентина Александровна
76
Комолова В. Эскиз костюма Марии. «Скрипка и немножко нервно», 2003 г.
75
Комолова В. Эскиз костюма Гостей. «Скрипка и немножко нервно», 2003 г.
Крымов Николай Петрович
73
71
72
74
Крымов Н.П. Эскиз костюма Ларисы. «Бесприданница» Театр Корша, 1932 г.
Крымов Н.П. Декорация I и V действия. Двор дома Курослепова (вариант). «Горячее сердце», 1925 г.
Крымов Н.П. Декорация I действия. Комната Негиной. «Таланты и поклонники», 1933 г.
Крымов Н.П. Эскиз декорации. «Волки и овцы» (неосуществленная постановка), 1910-е гг.
Понсов Алексей Дмитриевич
69
70
67
68
Понсов А.Д. Костюм Арсеньевой. «Лермонтов», 1954 г.
Понсов А.Д. Декорация III действие. «Дорога через Сокольники», 1958 г.
Понсов А.Д. Декорация III действия 8-й картины. В Зимнем дворце. «Лермонтов», 1953 г.
Понсов А.Д. Декорация III действия 9-й картины. Задник. «Лермонтов», 1954 г.
Эрдман Борис Робертович
66
64
65
Эрдман Б.Р. Костюм Агностоса. «Лиса
и виноград», 1958 г.
Эрдман Б.Р. Декорация I действия. Комната Марии. «Мария Стюарт»,
1956 г.
Эрдман Б.Р. Костюм Елизаветы. «Мария Стюарт», 1956 г.
Ходасевич Валентина Михайловна
62
61
63
Ходасевич В.М. Костюм Поповского. «Ломоносов», 1951 г
Ходасевич В. М. Костюм Ломоносова I действие. «Ломоносов», 1951 г.
Ходасевич В.М. Декорация I действия 1-й картины. Охотничий домик. «Ломоносов», 1951 г.
Шифрин Ниссон Абрамович
59
58
57
60
Шифрин Н.А. Декорация I действия 2-й картины. «Залп «Авроры», 1952 г.
Шифрин Н.А. Костюм Ксении III действие. «Разлом», 1950 г.
Шифрин Н.А. Костюм Прошкина (А.А. Андерс) кулака. «Хлеб», 1930 г.
Шифрин Н.А. Декорация IV действия 12 картины. Перед Смольным. «Залп «Авроры», 1952 г.
Волков Борис Иванович
55
54
56
Волков Б.И. Эскиз костюма Ноября. «Двенадцать месяцев», 1947 г.
Волков Б.И. Эскиз декорации I действия 2-й картины. «Двенадцать месяцев», 1947 г.
Волков Б.И. Эскиз декорации. «Двенадцать месяцев», 1947 г.
Дмитриев Владимир Владимирович
51
50
52
53
Дмитриев В.В. Костюм Ноздрева. «Мертвые души», 1931 г.
Дмитриев В.В. Декорация I действия
1-й картины. У губернатора. «Мертвые души», 1930-1931 гг.
Дмитриев В.В. Костюмы дам на балу
— 3. «Мертвые души», 1931 г.
Дмитриев В.В. Декорация III действия 1-ой картины (2-й вариант). «Горе
от ума», 1938 г.
Рындин Вадим Федорович
49
47
48
Рындин В.Ф. Костюмы Мужские (11). «Достигаев и другие», 1932 г.
Рындин В.Ф. Декорация II действие. «Достигаев и другие», 1932 г.
Рындин В.Ф. Костюмы отца Степана
— 2. «Земля», 1937 г.
Акимов Николай Павлович
46
44
45
Акимов Н.П. Декорация II действия 5-й картины. Вестибюль в доме Чарльза (вариант). «Школа злословия», 1939 г.
Акимов Н.П. Декорация V действия. Копия Н.А. Баженова. «Любовь Яровая», 1937 г.
Акимов Н.П. Костюм Чарльза. «Школа злословия», 1939 г.
Рабинович Исаак Моисеевич
43
42
Рабинович И.М. Костюм певицы
и музыкантов. «Растратчики», 1928 г.
Рабинович И.М. Декорация 2-й картины «Красная площадь». «Борис Годунов» (неосуществленная постановка), 1937 г.
41
Рабинович И.М. Костюм Старика. «Лизистрата», 1923 г.
Татлин Евгений Евграфович
37
38
Татлин В.Е. Эскиз костюма Теймура. «Глубокая разведка», 1943 г.
Татлин В.Е. Эскиз костюма Марго. «Глубокая разведка», 1943 г.
Вильямс Петр Владимирович
34
36
35
Вильямс П.В. Декорация III действия
2-й картины. Зал суда. «Реклама»,
1930 г.
Вильямс П.В. Декорация Аптеки
— задник — панно (картина отменена). «Пиквикский клуб», 1933 г.
Вильямс П.В. Костюм Сэма Уэллера. «Пиквикский клуб», 1933 г.
Егоров Владимир Евгеньевич
33
32
31
30
Егоров В.Е. Декорация II действия
«У феи». «Синяя птица», 1908 г.
Егоров В.С. Костюм Клавдия. «Гамлет», 1911 г.
Егоров В.Е. Костюм доктора. «Жизнь человека», 1907 г.
Егоров В.Е. Костюмы богатых людей
— 3. «Miserere», 1910 г.
Ульянов Николай Павлович
Ульянов Н.П. Декорации III действие. «Драма жизни», 1907 г.
Ульянов Н.П. Декорация 1, 2, 6 и 7 картины. У Турбиных (вариант). «Дни Турбиных», 1926 г.
Ульянов Н.П. Костюм д'Орсиньи. «Мольер», 1935 г.
28
27
29
26
Ульянов Н.П. Костюм Мышлаевского. «Дни Турбиных», 1926 г.
Кончаловский Петр Петрович
Кустодиев Б.М. Декорация III действия. Гостиная. «Смерть Пазухина», 1914 г.
25
24
Кончаловский П.П. Бутафория — 15 рисунков. «Хозяйка гостиницы», 1933 г.
Рерих Н.К. Избушка в горах.
«Пер Гюнт», 1912 г.
Рерих Н.К. Гамак. «Пер Гюнт», 1912 г.
22
23
21
Рерих Н.К. Костюм отца Ингрид.
«Пер Гюнт», 1912 г.
Рерих Николай Константинович
Кустодиев Б.М. Декорация III действия. Гостиная. «Смерть Пазухина», 1914 г.
Кустодиев Б.М. Костюм Купавиной. «Волки и овцы» (неосуществленная постановка), 1915 г.
19
20
18
Кустодиев Б.М. Декорация. Задник. «Осенние скрипки», 1915 г.
Кустодиев Борис Михайлович
14
Добужинский Мстислав Валерьянович
Добужинский М.В. Декорация II действия. «Месяц в деревне», 1909 г.
Добужинский М.В. Костюм Беляева
V действие. «Месяц в деревне», 1909 г.
16
17
Добужинский М.В. Декорация I и IV действия. «Плоды просвещения» (неосуществленная постановка), 1923 г.
15
Добужинский М.В. Декорация. «Скворешники». Эпилог. «Николай Ставрогин», 1913 г.
Головин Александр Яковлевич
Головин А.Я. Костюмы музыкантов — 4. «Отелло», 1929 г.
13
Головин А.Я. Костюм Марселины. «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1927 г.
12
Бенуа Александр Николаевич
Бенуа А. Н. Костюм дамы (Апофеоз). «Мнимый больной», 1913 г.
Бенуа А. Н. Бутафория (10 предметов). «Мнимый больной», 1913 г.
10
09
11
Бенуа А. Н. Костюм Диафуаруса. «Мнимый больной», 1913 г.
Симов Виктор Александрович
Симов В.А. Декорация III действия.
«У жизни в лапах», 1911 г.
08
Симов В.А. Мотив к постановке «Антигона», 1899 г.
07
40
Нивинский И.И. Костюм Беатрис. «Дама-невидимка», 1924 г.
Нивинский Игнатий Игнатьевич
39
Нивинский И.И. Костюм Дона Хуана. «Дама-невидимка», 1924 г.
Бенуа А.Н. Декорация апофеоза. Задник. «Мнимый больной», 1913 г.
04
Головин А.Я. Декорация III действия,
1-й картины. Бассейн. «Отелло», 1929 г.
Нивинский И.И. Костюм Беатрис. «Дама-невидимка», 1924 г.
05
06
В декорациях Художественного театра начала использоваться вся глубина сцены. Подмостки перестали быть плоскими. Сама сцена МХТ была перестроена в трехъярусную, с опускающимися и поднимающимися люками. Это давало возможность выстраивать мизансцены на разных уровнях. Кроме того, в основании сцены имелись двигающиеся по рельсам колесики, так что при помощи динамо-машины сцена могла вращаться.

Изменил свои функции и театральный свет. Савва Морозов оснастил здание театра в Камергерском переулке самой современной по тем временам аппаратурой. Вместе с художниками театра шли поиски наиболее достоверного воспроизведения восходов, закатов, солнца, лунного света, моросящего дождя и т. д.

Большее внимание стали уделять работе с костюмами и реквизитом. Все должно было создавать атмосферу, в которой «живет» актер на сцене.
Симов В.А. Декорация I действия, 6-й картины. У Ноздрева. «Мертвые души», 1931 г.
03
3.
Художники. Новаторство МХТ
А.П. Чехов, «Чайка», Художественный театр
4.
05
«Три сестры». 1901 г. IV действие. Маша — О. Л. Книппер.
Спектакль затрагивал самые живые, самые наболевшие вопросы современности. Вокруг спектакля возникли ожесточенные споры, которые, безусловно, говорили о его актуальности и значимости. Как ни старалась отрицательно настроенная критика сорвать успех «Трех сестер», спектакль победил. Об этом свидетельствует и А. М. Горький, который писал А. П. Чехову в марте 1901 года: «Три сестры» идут — изумительно! Лучше «Дяди Вани». Музыка — не игра». Чехов соглашался с этим отзывом. Друзьям он писал: «… В этом театре стоит побывать… Мои «Три сестры» идут великолепно, с блеском, идут гораздо лучше, чем написана пьеса».

А. П. Чехов всегда был и остается автором Московского Художественного театра. Постановки его пьес давно уже вошли в историю театра и продолжают радовать зрителей в современном репертуаре.
После удачной премьеры «Чайки» театр уже осознавал, что «чеховское» становится его программой, поэтому большие ожидания театра во втором сезоне были связаны с «Дядей Ваней». Первое представление «сцен
из деревенской жизни» состоялось 26 октября 1899 года (режиссеры -
К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, художник -
В.А. Симов). У критики возникает потребность разобраться
в новаторских особенностях чеховской драмы. Появляется ряд статей, посвящённых не только слаженности актерского ансамбля
и актерских работ, но и собственно драматургии Чехова.
04
«Дядя Ваня». 1899 г. Открытка. IV действие. Астров — К.С. Станиславский; Войницкий — А.Л. Вишневский; Елена Андреевна — О.Л. Книппер.
Художественный театр — это лучшие страницы той книги, какая будет когда-либо написана о современном русском театре.
«Три сестры» — первая пьеса, специально написанная Чеховым для Художественного театра.

Станиславскому было важно раскрыть жизнеутверждающее начало пьесы. И это согласовывалось с желаниями самого автора, который ещё при первой читке пьесы в театре возражал против того, что «Три сестры» — «тяжёлая драма русской жизни», и уверял, что написал «комедию». В работе над этим спектаклем ощущалось содружество режиссера и драматурга.
После спектакля «Дядя Ваня» существенно изменяется отношение Чехова к Художественному театру: если до этого он колебался, в какой театр отдать «Дядю Ваню», то после премьерных показов он «благодарит небо, что, плывя по житейскому морю», «наконец, попал в такой чудесный остров, как Художественный театр».

Спустя месяц после премьеры «Дяди Вани» Чехов напишет исторические слова о театре:
03
Астров — К.С. Станиславский. «Дядя Ваня, 1899 г.
Дни Турбиных
5.
30
Сергей Павлович Голубков — А.В. Бурковский, Роман Валерьянович Хлудов - А.А. Белый. «Бег», 2019 г.
29
Роман Валерьянович Хлудов
— А.А. Белый. «Бег», 2019 г.
05
«Дни Турбиных», 1968 г.
08
Тальберг Е.В. — П.В. Медведева; Шервинский Л.Ю. — Р. Е. Козак. «Дни Турбиных», 1982 г. Фото
И. Александрова, 1985 г.
06
Тальберг Е.В. — П.В. Медведева, «Дни Турбиных». 1982 г. Фото
И. Александрова, 1985 г.
07
Гетман — А.В. Галушевский. «Дни Турбиных», 1982 г. Фото
И. Александрова, 1985 г.
09
Тальберг Е.В. — П.В. Медведева; Шервинский Л.Ю. — Р. Е. Козак. «Дни Турбиных», 1982 г. Фото
И. Александрова, 1985 г.
Бег
04
Афиша спектакля «Дни Турбиных»,
1926 г.
10
Алексей Турбин — Н.П. Хмелев. «Дни Турбиных», 1926 г.
Мёртвые души
11
8-я картина. «Бал у губернатора». «Мертвые души», 1932 г. Сценическая версия - М.А. Булгаков
12
В.Я. Станицын. «Мертвые души», 1932 г. Сценическая версия - М.А. Булгаков
Мольер
13
Арманда — А.О. Степанова. «Мольер», 1936 г. Автор пьесы - М.А. Булгаков
14
Бутон, тушильщик свечей в театре Мольера и личный слуга Мольера
— М.М. Яншин. «Мольер», 1936 г. Автор пьесы - М.А. Булгаков
16
Николай I — В.Л. Ершов. «Последние дни» (Пушкин), 1943 г. Автор пьесы - М.А. Булгаков
Последние дни
15
Пушкина — К.Н. Иванова (Головко). «Последние дни» (Пушкин), 1943 г. Автор пьесы - М.А. Булгаков
17
Воронцова — О.Н. Андровская. «Последние дни» (Пушкин), 1943 г. Автор пьесы - М.А. Булгаков
Бал при свечах
18
Иешуа — Д.В. Брусникин. «Бал при свечах», 1983 г. Фото И. Александрова, 1984 г. Пьеса по роману
«Мастер и Маргарита»
Кабала святош
20
Де Лагранж — С.В. Колесников. «Кабала святош» («Мольер»), 2001 г.
19
Никанор — Ю.О. Меншагин; Берлиоз — В.А. Симонов. «Бал при свечах», 1983 г. Фото И. Александрова, 1984 г. Пьеса по роману «Мастер и Маргарита»
25
Мастер — А.А. Белый. «Мастер
и Маргарита», 2011 г. Фото
И. Александрова.
23
«Белая гвардия», 2004 г. Фото
О. Черноуса.
21
В.В. Мышлаевский — М.Е. Пореченков. «Белая гвардия», 2004 г. Фото
О. Черноуса
Белая гвардия
22
«Белая гвардия», 2004 г. Фото
О. Черноуса.
24
Понтий Пилат — Н.Д. Чиндяйкин; Иешуа Га-Ноцри — И.А. Хрипунов. «Мастер
и Маргарита, 2011 г. Фото
И. Александрова.
Мастер
и Маргарита
26
«Мастер и Маргарита». 2011 г. Фото
И. Александрова.
Зойкина квартира
28
Зоя Денисовна Пельц — Лика Рулла, Обольянинов - Алексей Девотченко. «Зойкина квартира», 2012 г.
27
Мадам Иванова — Ольга Воронина. «Зойкина квартира», 2012 г. Фото
И. Александрова.
Ефремов Олег. Перемены.
Два МХАТа
6.
Центром репертуара в этот период стало вхождение в театр молодой современной драматургии А. Володина, Л. Зорина, М. Рощина. Из классиков Ефремов в первую очередь обратился к М. Горькому.

Он вернул «старому» Художественному театру принцип творческой лаборатории, сосредоточив вокруг себя молодых малоизвестных тогда режиссёров: А. Васильева, Р. Виктюка, К. Гинкаса и других. Так возникли спектакли «Валентин и Валентина», «Медная бабушка», «Соло для часов с боем», «Похожий на льва».
02
Луис — О.Н. Ефремов. «Дульсинея Тобосская», 1971 г.
Однако, несмотря на все усилия и большое количество постановок, театр продолжал находиться в кризисе. К 1986 г. О. Н. Ефремов решает разделить театр на две автономные труппы с самостоятельным организационно-творческим механизмом.

Он считал, что разделение огромной труппы необходимо, так как актеры не получают полноценной творческой работы, а, разделившись, каждая часть труппы получит возможность определить свою режиссуру и выбрать своих лидеров.

Так в стране появилось два Художественных театра: МХАТ имени М. Горького и МХАТ имени
А. П. Чехова.
01
О.Н. Ефремов, 1975 г.
МХАТ периода Олега Табакова
8.
Олег Павлович действовал смело и не боялся провалов, обладал фантастической работоспособностью. Богатство Художественного театра времён Олега Павловича Табакова — в его разнообразии: от социального и психологического до интеллектуального.

И у каждого направления были свои режиссеры, свои артисты и свои почитатели.
Этим своим поступком он провозгласил, что театр открыт для всех современ-ных течений в режиссуре
и драматургии.
03
Вольфганг Амадей Моцарт — С.В. Безруков; Антонио Сальери — О.П. Табаков; Констанция Вебер — Е.В. Добровольская. «Амадей», 1983 г.
Единоличным решением Табаков убрал из названия театра слово «академический».
01
Хальмайер — О.П. Табаков. «Юристы», 1985 г.
02
Антонио Сальери — О.П. Табаков. «Амадей», 1983 г.
Олег Павлович приглашает в театр режиссера К. Богомолова, открывая ход интеллектуальному театру, хотя такой театр самому ему близок не был. Также он привлек в МХТ имени А. П. Чехова режиссеров-исследователей социальной стороны жизни (К. Серебренникова и Ю. Бутусова), тем самым разрушив режиссерское единообразие в театре.
Площадки Музея МХАТ
9.
05
Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко, Глинищевский пер., 5/7 кв. 52
Постоянная экспозиция размещена в трех просторных залах. Первый зал посвящен истории зарождения театра и ранним мхатовским постановкам, среди которых пьесы А.К. Толстого, А.П. Чехова, М. Горького, М. Метерлинка и У. Шекспира. Рассказ о Студиях МХАТ, а также о работе в театре художников объединения «Мир искусства» и писателя М.А. Булгакова представлен во втором зале экспозиции. Третий зал – это период заката жизни Станиславского и Немировича-Данченко, когда активно ставятся инсценировки Булгакова и театр едет на Международную выставку в Париж со спектаклем «Анна Каренина».

Посетители музея имеют уникальную возможность заглянуть в мемориальный кабинет Вл. И. Немировича-Данченко, артистические уборные К. С. Станиславского и О. Н. Ефремова.

В Зеленом фойе проходят регулярные тематические выставки.
06
Дом-музей К.С. Станиславского, Леонтьевский пер., 6 стр. 1
04
Постоянная экспозиция
Много в квартире вещей жены Владимира Ивановича – Екатерины Николаевны (урожденной баронессы Корф), с которой Вл.И. Немировича-Данченко соединяли 52 года совместной жизни.

Квартира невелика по размерам,
но она выражает индивидуальность хозяина. Многие его вещи представляют культурную
и историческую ценность.
Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко
03
Музей МХАТ
Богатая история Московского Художественного театра со дня легендарной встречи К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» в 1897 г. и до смерти Немировича-Данченко в 1943 г. представлена на постоянной экспозиции Музея МХАТ в Камергерском переулке.

Старинные костюмы, бутафория, афиши, эскизы известных художников начала XX в. и множество фотографий хранят частицу души каждого актера, режиссера и простого работника, которые наравне с его основателями создавали один из самых известных театров Москвы.
05
Постоянная экспозиция
Богатая история Московского Художественного театра со дня легендарной встречи К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» в 1897 г. и до смерти Немировича-Данченко в 1943 г. представлена на постоянной экспозиции Музея МХАТ в Камергерском переулке.

Старинные костюмы, бутафория, афиши, эскизы известных художников начала XX в. и множество фотографий хранят частицу души каждого актера, режиссера и простого работника, которые наравне с его основателями создавали один из самых известных театров Москвы.
05
Дом-музей К.С. Станиславского
В этом доме К.С. Станиславский жил и творил последние семнадцать лет своей жизни: здесь, в своем кабинете, он работал над русским изданием книги «Моя жизнь в искусстве» и подготовил к изданию «Работу актера над собой».

Сюда к великому учителю приходили его друзья и ученики – артисты Московского Художественного театра И. Москвин, О. Книппер-Чехова, Л. Леонидов, В. Лужский и другие. В большом бальном зале занималась Оперная студия.
Дом-Музей К.С. Станиславского
05
Дом-музей К.С. Станиславского
Театральные встречи и концерты в Онегинском зале проводятся и сейчас. А соседняя Синяя комната, как и прежде, превращается в театральное фойе. На второй этаж, где располагались жилые комнаты и творческая студия, поднимались по парадной деревянной лестнице, которая стала знаменитой благодаря М. Булгакову – он описал ее в «Театральном романе», действие которого происходит в доме в Леонтьевском переулке и в стенах МХТ.

Создание мемориального музея, рассказывающего о жизни великого реформатора театра, завершилось в 1948, первым директором которого стала Кира Константиновна Фальк, дочь К.С. Станиславского и М.П. Лилиной.
05
Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко, Глинищевский пер., 5/7 кв. 52
Владимир Иванович Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни в квартире 52
в доме 5/7 в Глинищевском переулке, носившем с 1938 до 1993г. его имя. В 1944 году в квартире открылся музей.

Все комнаты сохранили
в неприкосновенности тот облик, который они имели при жизни хозяина. Все вещи в музее подлинные. Каждой из них — будь то книги, письменные принадлежности, пианино
или телефон — касалась рука Владимира Ивановича.

В кабинете Немирович-Данченко встречался с художниками
и композиторами, режиссерами
и драматургами, проводил репетиции.
Made on
Tilda