Театр
Жизни
А.Н. Островский
Участники и организаторы
Директор Музея МХАТ
ДИРЕКТОР ФГБУК ВИЭМ
ВЫСТАВОЧНЫЙ ОТДЕЛ
ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
КУРАТОР
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЕЯ
ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ
ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
ХУДОЖНИК
МУЗЕЙ МХАТ
ВИЭМ
Софья Грачёва
Ирина Жукова
Мария Блезе
Глеб Самозванцев
Наталья Абросимова
Алексей Белозерцев
Ирина Волкова
Ольга Данилина
Лия Данилушкина
Галина Кокорина
Любовь Краснолуцкая
Екатерина Кувалдаева
Сергей Куприянов
Елена Курицина
Марина Медведева
Владлена Налёткина
Надежда Попова
Елизавета Рысенкова
Наталья Самусева
Евгений Конюхов
Галина Шарапкова
Владимир Бочаров
Марфа Бубнова
Валерия Данилова
Мария Баженова
Никита Колодезнев
Екатерина Гаврилова
Елена Евстафьева
Карина Энгельгардт
Ольга Друкер
Татьяна Баукова
Ксения Кочубей
ПАРТНЁРЫ
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Государственный центральный музей кино

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
Выставка «Театр жизни: А. Н. Островский» — совместный проект Всероссийского историко-этнографического музея (г. Торжок)
и музея МХАТ (г. Москва).
В основе экспозиции — два сюжета, два путешествия. В 1856 году Островский по предложению Морского министерства отправляется в путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода с целью изучения жизни и быта приволжских сел и городов и составления очерка для выпускаемого министерством «Морского сборника». А в 1900 году МХТ готовит к премьере «Снегурочку» Островского, и художник спектакля, Виктор Симов, отправляется в экспедицию на русский Север в поисках материалов для сценографического решения спектакля.

Результатами этих творческих экспедиций стали художественные произведения. Островский под впечатлениями, полученными от путешествия, не только написал запланированный очерк и начал создавать «Опыт волжского словаря», но и задумал ряд пьес с обобщающим названием «Ночи на Волге». Об этом он писал Н. А. Некрасову 25 сентября 1857 года. Из задуманного цикла Островским созданы «Гроза» и «Воевода» («Сон на Волге»).

Симов создает разработанную и технологически изощренную сценографию спектакля Снегурочка. Художественное решение эффектно воспроизводит на сцене природный ландшафт; используются подлинные костюмы, предметы бытаВыставка «Театр жизни: А. Н. Островский»—совместный проект Всероссийского историко-этнографического музея (г. Торжок)
и музея МХАТ (г. Москва).
В разработке концепции мы ориентировались на три основные идеи. Первая связана с путешествием как художественно-исследовательской практикой. Художник отправляется в путь, чтобы найти уникальную фактуру, истинное содержание для своего произведения. Во встрече с подлинным рождается искусство. Но не только художник совершает путешествие. Второй вдохновляющей идеей было движение объектов. Предметы, социальные практики и ритуалы покидают родной контекст, чтобы стать частью новой художественной реальности. Происходят метаморфозы: путешествие оказывается превращением. Третьей важной идеей стала мысль о картах и территориях. Как Вологодская и Архангельская области становятся Царством Берендея в сознании художника? А город Торжок на берегу Тверцы превращается в город Калинов на Волге, где разворачивается действие «Грозы»? Нам было интересно подробнее рассмотреть сопоставления и соприкосновения географии реальной и географии воображаемой.

Драматургия выставки предлагает посетителю пройти вместе с Островским и Симовым маршрут от реальности к вымыслу и обратно.
Александр Николаевич Островский
А.Н. Островский
От Твери до Осташкова // Вся жизнь - театру
М.: Советская Россия, 1989 г.
Виктор
Андреевич
Симов
В.А. Симов
"Снегурочка". Макет пролога
У купца
Торжок бесспорно один из красивейших городов Тверской губернии. Расположенный по крутым берегам Тверцы, он представляет много живописных видов. Замечательнее других — вид с левого берега, с бульвара, на противоположную сторону, на старый город, который возвышается кругом городской площа- ди в виде амфитеатра. Хорош также вид с правой стороны, с старинного земля- ного вала; впрочем, лезть туда найдется немного охотников. Собственно старый город был на правом берегу: там и соборы, и гостиный двор, и площадь, а левый берег обстроился и украсился только благодаря петербургскому шоссе.
У купца
Торжок бесспорно один из красивейших городов Тверской губернии. Расположенный по крутым берегам Тверцы, он представляет много живописных видов. Замечательнее других — вид с левого берега, с бульвара, на противоположную сторону, на старый город, который возвышается кругом городской площа- ди в виде амфитеатра. Хорош также вид с правой стороны, с старинного земля- ного вала; впрочем, лезть туда найдется немного охотников. Собственно старый город был на правом берегу: там и соборы, и гостиный двор, и площадь, а левый берег обстроился и украсился только благодаря петербургскому шоссе.
САМОВАР
Сер. XIX - нач. XX вв. Латунь, дерево
О.С. ЗЕНЧЕНКО. КУКЛА
В.И. Качалов в роли Берендея.
«Снегурочка А.Н. Островского»
Ткань, кожа, бисер, нити, дерево. Ручная работа. 11 х 38 см
О.С. ЗЕНЧЕНКО. КУКЛА
САМОВАР
В.И. Качалов в роли Берендея.
«Снегурочка А.Н. Островского»
Ткань, кожа, бисер, нити, дерево. Ручная работа. 11 х 38 см
Сер. XIX - нач. XX вв. Латунь, дерево
НОВОТОРЖСКИЕ ДЕВИЦЫ
Прежде золотошвейное мастерство процветало в Торжке; в 1848 году вышивкою туфель и сапогов занималось до 500 мастериц. Теперь эта промышленность совершенно упала, и только в нынешнем году, по случаю корона- ции, несколько рук успели найти себе работу за хорошую цену — до 15 руб. сер. в месяц. Новоторжские крестьянки, большею частию девки, славятся по всей губернии искусною выделкою подпятного кирпича; и золотошвейки, за неимением своей работы, принуждены были заняться тем же ремеслом. От великого до смешного только один шаг! Летом для работы кирпича они расходятся по всей губернии, разнося с собой разврат и его следствия.
Новоторжские девицы
Прежде золотошвейное мастерство процветало в Торжке; в 1848 году вышивкою туфель и сапогов занималось до 500 мастериц. Теперь эта промышленность совершенно упала, и только в нынешнем году, по случаю корона- ции, несколько рук успели найти себе работу за хорошую цену — до 15 руб. сер. в месяц. Новоторжские крестьянки, большею частию девки, славятся по всей губернии искусною выделкою подпятного кирпича; и золотошвейки, за неимением своей работы, принуждены были заняться тем же ремеслом. От великого до смешного только один шаг! Летом для работы кирпича они расходятся по всей губернии, разнося с собой разврат и его следствия.
ТАРЕЛКА
1840-1870-е гг.
Фаянс, краски керамические, глазурь, формовка, роспись подглазурная, глазурование, обжиг.
Россия, фабрика Гарднера, Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии
НОЖНИЦЫ
В.И. Качалов в роли Берендея.
«Снегурочка А.Н. Островского»
Ткань, кожа, бисер, нити, дерево. Ручная работа. 11 х 38 см
НАПЕРСТКИ
XIX - нач. XX вв. Металл, штамповка
НИТЬ ДЛЯ ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ
Нач. 1980-х гг.
Латунь, обвивка, нить льняная. СССР
ТУФЕЛЬКА-ПОДЧАСНИК
1913 г.
Вышивка, раскрой, бархат, золотая нить, нить х/б, картон, канитель, сборка, блёстки, мишура, ткань шелковая.
Торжок
ЗАГОТОВКА ДЛЯ ТУФЕЛЬКИ-ПОДЧАСНИКА
Рубеж XIX - XX вв.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, нить х/б, канитель, блёстки, картон. Вышивка.
Торжок
ЧАСЫ
2-ая пол. XIX в.
Эмалирование, металл, эмаль, штамповка, сборка, краска. Франция
2. НОЖНИЦЫ
5. ТУФЕЛЬКА-ПОДЧАСНИК
1. ТАРЕЛКА
3. НАПЕРСТКИ
6. ЗАГОТОВКА ДЛЯ ТУФЕЛЬКИ-ПОДЧАСНИКА
4. НИТЬ ДЛЯ ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ
7. ЧАСЫ
XIX в.
Заточка, шлифовка, клепка, металл, штамповка, сверление.
Россия
1913 г.
Вышивка, раскрой, бархат, золотая нить, нить х/б, картон, канитель, сборка, блёстки, мишура, ткань шелковая.
Торжок
1840-1870-е гг.
Фаянс, краски керамические, глазурь, формовка, роспись подглазурная, глазурование, обжиг.
Россия, фабрика Гарднера, Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии
XIX - нач. XX вв.
Металл, штамповка
Рубеж XIX - XX вв.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, нить х/б, канитель, блёстки, картон. Вышивка.
Торжок
Нач. 1980-х гг.
Латунь, обвивка, нить льняная.
СССР
2-ая пол. XIX в.
Эмалирование, металл, эмаль, штамповка, сборка, краска.
Франция
Судоходство
и рыболовство
Верши разных величин (от 1-1/2 аршин и более) и вятели опускают на дно с грузом и в продолжение дня раза два или три ездят в челноках для осмотра, поднимают их баграми, выбирают рыбу в челн и опять опускают на дно.
НОРОТЫ
Около 1970 г.
Проволока, прут ивы, плетение.
Россия
XIX в.
Ковка, металл.
Россия
ЯКОРЬ
СУДОХОДСТВО
И РЫБОЛОВСТВО
Верши разных величин (от 1-1/2 аршин и более) и вятели опускают на дно с грузом и в продолжение дня раза два или три ездят в челноках для осмотра, поднимают их баграми, выбирают рыбу в челн и опять опускают на дно.
Гуляния
Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет слад- кие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки.

В Торжке еще до сей поры существует обычай умыканья невест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, на- против, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметь предмета считается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
ГУЛЯНИЯ
Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет слад- кие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки.

В Торжке еще до сей поры существует обычай умыканья невест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, на- против, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметь предмета считается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
В.А. СИМОВ. ВЕНОК
«Снегурочка» А.Н. Островского
Московский художественно-общедоступный театр (1900-1901)
Проволока, бумага, фольга, х/б ткань, ручная работа Диаметр 24см
ГРОЗА
Невесело влезал я в полуразвалившуюся телегу; дождик более и более расходился, ямщик мой говорит на каком-то едва понятном наречии, а впереди 130 верст незнакомой, почти необитаемой проселочной дороги…
АЛЛА ТАРАСОВА В РОЛИ КАТЕРИНЫ.

Фотобумага, фотопечать черно-белая. 17х22,5 см
1934 г.
ГОРДАНОВ В.В., ФОТОГРАФИЯ
ГРОЗА
ГОРДАНОВ В.В., ФОТОГРАФИЯ
АЛЛА ТАРАСОВА В РОЛИ КАТЕРИНЫ.
Фотобумага, фотопечать черно-белая. 17х22,5 см, 1934 г.
Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет слад- кие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки.

В Торжке еще до сей поры существует обычай умыканья невест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, на- против, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметь предмета считается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
А.Н. Островского «Гроза»
Бумага, карандаш графитный. 21,1х30,5 см
Иллюстрация к пьесе
1920-е гг.
НЕСУТ МЕРТВУЮ КАТЕРИНУ.
Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Бумага, карандаш графитный. 26,1х36,5 см
1923 г.
Б.М. КУСТОДИЕВ

ПОЯВЛЕНИЕ СУМАСШЕДШЕЙ БАРЫНИ.
Фотобумага, фотопечать черно-белая. 10х14,5 см
1950г.
ОТКРЫТКА.
АЛЛА ТАРАСОВА В РОЛИ КАТЕРИНЫ.
Фотобумага, фотопечать черно-белая. 18х24,4 см
1934г.
ФОТОГРАФИЯ. РЕКЛАМНЫЙ МАТЕРИАЛ.
ПОЯВЛЕНИЕ СУМАСШЕДШЕЙ БАРЫНИ.
Б.М. КУСТОДИЕВ
ПОЯВЛЕНИЕ СУМАСШЕДШЕЙ БАРЫНИ.
Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Бумага, карандаш графитный. 26,1х36,5 см
1923 г.
НЕСУТ МЕРТВУЮ КАТЕРИНУ
А.Н. Островского «Гроза»
Бумага, карандаш графитный. 21,1х30,5 см
Иллюстрация к пьесе
1920-е гг.
ФОТОГРАФИЯ. РЕКЛАМНЫЙ МАТЕРИАЛ.
ПОЯВЛЕНИЕ СУМАСШЕДШЕЙ БАРЫНИ.
Фотобумага, фотопечать черно-белая. 18х24,4см 1934г.
ОТКРЫТКА.
АЛЛА ТАРАСОВА В РОЛИ КАТЕРИНЫ.
Фотобумага, фотопечать черно-белая. 10х14,5см, 1950г.
Часть II
Симов. Экспедиция на север
ПОЕЗДКА НА СЕВЕР
Поездка
на Север
Экспедиция В. А. Симова на Север состоялась в 1900 г. Художник МХТ отправился в Вологодскую и Архангельскую губернию за аутентичными костюмами, украшениями и вдохновением для декораций к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».
«… театр решил послать экспе- дицию на Север, с целью собрать материал по деревянным постройкам, типа архаического прошлого Руси. Костюмы, бутафории. Познакомиться с необычайным резным искусством, теперь уже понятным только по див- ным образцам, хранящимся в музеях».

Симов В.А.
Воспоминания об экспедиции по Северу

Альбом КСА №74. «Русская старина. Ростов, Ярославль» Кон. XIX - нач. XX вв.

Бумага, картон, карандаш, чернила черные, рукопись. 9,1х17,7х1,5 см
К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ
Московский художественно-общедоступный театр
В.А. Симов
Переписчик: П.А. Стефановский
«Воспоминания художника».Рукописная копия

Бумага, чернила фиолетовые, рукопись. 23х18,5 см
«СНЕГУРОЧКА» (1900-1901)
«ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ» (1903-1904); «БРАНД» (1906)
«… театр решил послать экспе- дицию на Север, с целью собрать материал по деревянным постройкам, типа архаического прошлого Руси. Костюмы, бутафории. Познакомиться с необычайным резным искусством, теперь уже понятным только по див- ным образцам, хранящимся в музеях».
Симов В.А.
Воспоминания об экспедиции по Северу

Экспедиция В. А. Симова на Север состоялась в 1900 г. Художник МХТ отправился в Вологодскую и Архангельскую губернию за аутентичными костюмами, украшениями и вдохновением для декораций к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».
К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ
Альбом КСА №74. «Русская старина. Ростов, Ярославль» Кон. XIX - нач. XX вв.

Бумага, картон, карандаш, чернила черные, рукопись. 9,1х17,7х1,5 см
«СНЕГУРОЧКА» (1900-1901)
«ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ» (1903-1904); «БРАНД» (1906)
Московский художественно-общедоступный театр

В.А. Симов, Переписчик: П.А. Стефановский
«Воспоминания художника».Рукописная копия

Бумага, чернила фиолетовые, рукопись. 23х18,5 см
О ПОСТАНОВКЕ «СНЕГУРОЧКИ»
В.А. СИМОВ
«Снегурочка»
Московский художественно-общедоступный театр (1900-1901)
Альбом рисунков с 1900 г.
Можно прибавить только одно, что она превосходно, поэтически описана в книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Эти две первых картины совершенно ясно рисуют читателю, полную настроения работу МХТ.

Мне в то время приходилось жить за городом, в деревне, шататься на лыжах по лесу, в глубоком снегу.

Много зачерчивать, громадных, занесенных снегом корневищ, выглядывающих головами монахов в схимах. Зарослей склоненных и пригнутых к зимнему покрову. Склоненных в дугу нежных стволов березок с громадным комом налипшего снега. Фантастически искривленных сучьев, вроде леших. Весь этот запас наблюдений, вошел в основу первого акта.
О постановке «Снегурочки»
Можно прибавить только одно, что она превосходно, поэтически описана в книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Эти две первых картины совершенно ясно рисуют читателю, полную настроения работу МХТ.

Мне в то время приходилось жить за городом, в деревне, шататься на лыжах по лесу, в глубоком снегу.

Много зачерчивать, громадных, занесенных снегом корневищ, выглядывающих головами монахов в схимах. Зарослей склоненных и пригнутых к зимнему покрову. Склоненных в дугу нежных стволов березок с громадным комом налипшего снега. Фантастически искривленных сучьев, вроде леших. Весь этот запас наблюдений, вошел в основу первого акта.
По указаниям главного режиссера К.С. Станиславского Московский художественно-общедоступный театр Нач. XX в.

Бумага, картон, чернила черные, рукопись. 22,6х19х2,1см
МОНТИРОВКИ ПЬЕС (КОСТЮМЫ)
«Снегурочка»
Московский художественно-общедоступный театр (1900-1901)
Альбом рисунков с 1900 г.
В.А. СИМОВ
КРАСНАЯ ГОРКА
В.А. СИМОВ

Зимний пейзаж с избушкой
Картон, масло. 9х13 см
1900г.
Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль.
В.А. СИМОВ
ЭСКИЗ. КОСТЮМ ДЕВУШКИ
«Снегурочка» (1900-1901) Бумага, акварель. 33,5х16 см
В.А. СИМОВ
ЭСКИЗ. КОСТЮМ КУПАВЫ
«Снегурочка» (1900-1901)
Бумага, акварель. 33,5х16 см
В.А. СИМОВ
ЭСКИЗ. КОСТЮМ СНЕГУРОЧКИ
«Снегурочка» (1900-1901)
Бумага, акварель, тушь. 22х13,9 см
Красная горка
Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль.
«Снегурочка» (1900-1901) Бумага, акварель. 33,5х16 см
В.А. СИМОВ
ЭСКИЗ. КОСТЮМ ДЕВУШКИ
«Снегурочка» (1900-1901)
Бумага, акварель, тушь. 22х13,9 см
В.А. СИМОВ
ЭСКИЗ. КОСТЮМ СНЕГУРОЧКИ
«Снегурочка» (1900-1901)
Бумага, акварель. 33,5х16 см
В.А. СИМОВ
ЭСКИЗ. КОСТЮМ КУПАВЫ
Зимний пейзаж с избушкой
Картон, масло. 9х13 см
1900г.
В.А. СИМОВ
А.Т. ГРЕЧАНИНОВ
СВИРЕЛЬ ПАСТУШЬЯ
Московский художественно- общедоступный театр (1900-1901)
Музыка к спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского
Бумага, типографская печать. 27,5х19,5см
РОЖОК ОХОТНИЧИЙ
Польша, г. Варшава. Конец XIX в.
Медь, шнур, фабричное производство.
Дл.: 42см
«Снегурочка»
Московский художественно- общедоступный театр (1900-1901)
Дерево, ручная работа. Дл. - 42см
Фото актеров МХТ
Роли в "Снегоручке" исполняли:
М.П. Лилина, И.М. Москвин, О.Л. Книппер, В.И. Качалов, Е.М. Мунт, и другие артисты труппы МХТ
Весна-красна - М.Г. Савицкая.
Фото С.Н. Судьбинина.
«СНЕГУРОЧКА»
В.А. СИМОВ
«Снегурочка»
Московский художественно-общедоступный театр (1900-1901)

Макет пролога (Реконструкция)
Картон, бумага черная, акварель, карандаш, фанера, сборка 41х64х43см
«СНЕГУРОЧКА»
I действие. Берендеева слободка. Сцена из спектакля.
ФОТО АКТЕРОВ МХТ
«СНЕГУРОЧКА»

Весна-красна - М.Г. Савицкая.
Фото С.Н. Судьбинина.
Роли в "Снегоручке" исполняли:
М.П. Лилина, И.М. Москвин, О.Л. Книппер, В.И. Качалов, Е.М. Мунт, и другие артисты труппы МХТ
«СНЕГУРОЧКА»
«СНЕГУРОЧКА»
I действие. Берендеева слободка.
Купава — М.Л. Роксанова, Мизгирь — А.С.Кошеверов
II действие. Малуша — О.П. Норова.
«СНЕГУРОЧКА»
«СНЕГУРОЧКА»
II действие. Бобыль-Бакула — И.М. Москвин.
Царь-Берендей - В.И. Качалов. Фото С.Н. Судьбинина.
У БЕРЕНДЕЯ

За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы — все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.
ВАЛЕК
«Снегурочка». 1900 г.
Валёк (предмет домашней утвари) Дерево, резьба. Дл. = 46 см
РУБЕЛЬ
«Снегурочка». 1900 г.
Валёк (предмет домашней утвари) Дерево, резьба. Дл. = 56 см
СОСУД
2-ая пол. XX в.
Глина, краска, формовка, обжиг, окрашивание
СССР
ТУЕС
2-ая пол. XX в.
Дерево, береста, резание, пиление, окорение, сборка
Архангельская обл., с. Лебское
У Берендея
За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы — все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.
3. СОСУД
2. РУБЕЛЬ
1. ВАЛЕК
4. ТУЕС
2-ая пол. XX в.
Глина, краска, формовка, обжиг, окрашивание
СССР
«Снегурочка». 1900 г.
Валёк (предмет домашней утвари) Дерево, резьба. Дл. = 56 см
«Снегурочка». 1900 г.
Валёк (предмет домашней утвари) Дерево, резьба. Дл. = 46 см
2-ая пол. XX в.
Дерево, береста, резание, пиление, окорение, сборка
Архангельская обл., с. Лебское
Масленица
«Честная Масленица! Веселенько тебя встречать, привечать, Трудно-нудно со двора провожать. Уж и как нам тебя вертать, ворочать? Воротись, Масленица, воротися! Честная Масленица!»
(Островский А.Н., "Снегурочка")
Костюмы к спектаклю были привезены из экс- педиции и украшены художниками МХТ.
«Пришла в голову счастливая мысль накупить новых шапок и обмениваться.
В наших руках оказалось много шапок. Вот тут-то и пошла ловля. Подходили сами, спрашивали: «Сколько стоит? Продаёшь?». Каково же было удивление, когда спрашивающему предлагали поменяться – и он уходил в новой шапке, всё обёртывался и лукаво улыбался».
1. УБОР ГОЛОВНОЙ ЖЕНСКИЙ
4. РУБАХА ЖЕНСКАЯ
2. УБОР ГОЛОВНОЙ ЖЕНСКИЙ
5. ДУШЕГРЕЯ
3. ВОРОТНИК
6. САРАФАН
«Снегурочка» (1900-1901)
Домотканное полотно, ракушки, металл, ручная работа.
52х31 см с позатыльником.
«Снегурочка». 1900 г.
Х/б ткань, холст, ручная работа, машинная работа.
Дл.=117 см
Рубеж XIX - XX вв.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, нить х/б, канитель, блёстки, картон. Вышивка.
Торжок
«Снегурочка». 1900 г.
Х/б ткань, шелк, металл, бумага, ручная работа, машинная работа.
Дл.=50 см
«Снегурочка» (1900-1901)
Парча, холст, металл, бусины, бисер, кожа, ручная работа.
76х20 см
«Снегурочка». 1900 г.
Штоф, х/б ткань, тесьма золотистая, пуговицы, ручная работа, машинная работа.
Дл.=105 см
«В Вологде, конечном пункте наших поисков, наблюдений, мы повторили наш манёвр с шапками, только применив это уже к целым костюмам, бросившимся в глаза своим тоном и оригинальностью».
(Симов В. А. Воспоминания об экспедиции по Северу).
1
2
3
4
5
6
МАСЛЕНИЦА

«Честная Масленица! Веселенько тебя встречать, привечать, Трудно-нудно со двора провожать. Уж и как нам тебя вертать, ворочать? Воротись, Масленица, воротися! Честная Масленица!»

(Островский А.Н., "Снегурочка")


Костюмы к спектаклю были привезены из экс- педиции и украшены художниками МХТ.
«Пришла в голову счастливая мысль накупить новых шапок и обмениваться. В наших руках оказалось много шапок. Вот тут-то и пошла ловля. Подходили сами, спрашивали: «Сколько стоит? Продаёшь?». Каково же было удивление, когда спрашивающему предлагали поменяться – и он уходил в новой шапке, всё обёртывался и лукаво улыбался».
УБОР ГОЛОВНОЙ ЖЕНСКИЙ
«Снегурочка» (1900-1901)
Домотканное полотно, ракушки, металл, ручная работа.
52х31 см с позатыльником.
УБОР ГОЛОВНОЙ ЖЕНСКИЙ
Рубеж XIX - XX вв.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, нить х/б, канитель, блёстки, картон. Вышивка.
Торжок
ВОРОТНИК
«Снегурочка» (1900-1901)
Парча, холст, металл, бусины, бисер, кожа, ручная работа.
76х20 см
РУБАХА ЖЕНСКАЯ
«Снегурочка». 1900 г.
Х/б ткань, холст, ручная работа, машинная работа.
Дл.=117 см
ДУШЕГРЕЯ
«Снегурочка». 1900 г.
Х/б ткань, шелк, металл, бумага, ручная работа, машинная работа.
Дл.=50 см
САРАФАН
«Снегурочка». 1900 г.
Штоф, х/б ткань, тесьма золотистая, пуговицы, ручная работа, машинная работа.
Дл.=105 см
КОСТРИЩЕ
ИДОЛ
«Снегурочка» (1900-1901)
Вывезен с севера Архангельской губернии В.А. Симовым в 1899 г.
Дерево, резьба. Дл.: 176см
Яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку.
ГРИБЫ
Дерево, краска, лак.
Токарная работа, роспись
СССР, 2-ая пол. XX в.
ЯЙЦО
Дерево, краска, лак.
Токарная работа, роспись
СССР, 2-ая пол. XX в.
Кострище
Яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку.
Идол
ГРИБЫ
ЯЙЦО
«Снегурочка» (1900-1901)
Вывезен с севера Архангельской губернии В.А. Симовым в 1899 г.
Дерево, резьба. Дл.: 176см
Дерево, краска, лак.
Токарная работа, роспись
СССР, 2-ая пол. XX в.
Дерево, краска, лак.
Токарная работа, роспись
СССР, 2-ая пол. XX в.
При поддержки Министерства Культуры РФ