Виртуальная выставка Музея МХАТ
Пожалуйста используйте QR код.
Данная выставка открывается только с мобильного устройства.
Виртуальный проект «Московский Художест-венный театр. Коротко
о главном»
Виртуальная
выставка
Музея МХТ
Дорогие зрители, вас приветствуют Московский Художественный театр имени А. П. Чехова и Музей Московского Художественного театра.

Мы решили сделать виртуальный проект, в котором познакомим вас со знаковыми этапами истории Художественного театра, а также расскажем о личностях, которые оказали влияние не только на МХТ, но и на весь российский театр в целом.

Основатели МХТ К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, театральный меценат С. Т. Морозов, драматурги А. П. Чехов, М. Горький и М. А. Булгаков, театральные художники, чьи имена вписаны в историю культуры России, а также художественные руководители театра О. Н. Ефремов (с 1970 по 2000 гг.) и О. П. Табаков (с 2000 по 2018 гг.), которые смогли вывести МХТ на новый уровень, — все эти люди своей деятельностью показали, насколько важно верить в свое дело и иметь внутреннюю смелость говорить новое слово. Именно они стали героями нашего виртуального проекта.

Их отношение к театру, культуре, общечеловеческим ценностям сохраняет актуальность в любые времена.

Приятного просмотра!
Директор Музея МХАТ
Художественный
руководитель МХТ
имени А.П. Чехова
К.Ю. Хабенский
Директор Музей МХАТ
С.М. Грачёва
Театр.
Основание
1
01
Здание МХАТ в Камергерском переулке
На рубеже веков театральное искусство по всему миру переживало серьезные изменения. Застой середины XIX в. сменился активным поиском новых форм
и выразительных средств.
Реформа театра в России назрела,
и нужны были люди, способные сформулировать новые принципы работы театра и реализовать их. Именно такими людьми оказались К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.

Во время исторической встречи
в ресторане «Славянский базар»
3 июля 1897 г. они договорились
о принципах существования будущего театра, среди которых основными были общедоступность, стремление к реализму, отказ от старой манеры игры, чрезмерной театральности. Большое внимание уделялось культуре спектакля.

Оба основателя МХТ считали, что важнейшей составляющей театра должен стать актерский ансамбль. Их идеи повлекли за собой преобразование всей театральной этики. Так зародился режиссерский театр, распространившийся впоследствии по всему миру.
Так зародился режиссерский театр, распространившийся впоследствии по всему миру.
Первая труппа Художественного театра образовалась путем слияния группы учеников Немировича-Данченко и актеров Алексеевского любительского актерского кружка, которым руководил Станиславский. Особой задачей, которую ставили перед актерами основатели новой системы, было подчинить свой талант интересам спектакля, спрятать свою индивидуальность в ансамбль для более точного выражения сути пьесы. Поэтому при формировании первой труппы важно было не только дарование артиста, но и его этические и эстетические принципы.
02
В.И. Немирович-Данченко
03
К.С. Станиславский
04
Группа артистов и сотрудников МХТ
у здания театра «Эрмитаж»
Общественный
театр
2
01
Зрительный зал
Во время первой деловой беседы в «Славянском базаре» Вл. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский совместно выработали основные принципы строительства театра. Едва ли не главным из них являлась «общедоступность», то есть установление таких цен, при которых театр могли бы посещать представители всех слоев общества. При этом билеты разных ценовых категорий могли находиться рядом.

Однако на реализацию этой идеи не хватало средств. Было решено обратиться за субсидиями в Московскую городскую думу. Но получить их не удалось. К. С. Станиславский решил создать Товарищество Художественного театра по образцу акционерного общества. Однако, несмотря на этот шаг, пайщики неохотно вступали в рискованное мероприятие.

К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко решили обратиться за материальной поддержкой к Савве Тимофеевичу Морозову, представителю купеческой семьи, известного своим покровительством театральным начинаниям. Морозов решил поучаствовать в создании нового театра.
Он не только потратил значительную часть средств на ремонт и обустрой-ство здания театра и обеспечения каждодневной жизни театра, но и принял активное участие в организации творческого процесса в Художественном театре.

Большой вклад в создание театра внес также автор архитектурного стиля «русский модерн» Ф. О. Шехтель, который бесплатно сделал проект реконструкции театра, разработал внутренний дизайн интерьеров и создал то, что называется «фирменный» стиль Худождественного театра. В том числе именно Шехтель придумал знаменитую «чайку», которая стала символом театра.
02
С.Т. Морозов на стройке здания МХТ. 1902 г.
03
Шехтель. Чайка
Художники.
Новаторство МХТ
3
01
Левенталь В.Я. Эскиз декорации IV действия. «Три сестры», 1997 г.
К примеру, в первых постановках Художественного театра кроме тех декораций, которые видел зритель, в глубине сцены строились декорации, предназначенные только для актера: несколько комнат, обставленных столь же точно и подробно — с дверями, окнами, через которые должен был пройти актер, напитаться настоящей жизненной атмосферой и вынести ее на сцену.

В ходе этих экспериментов стало понятно, что художник в новом театре должен стать не просто исполнителем задания режиссера, как это было на протяжении всей истории театра, а сопостановщиком спектаклей, активно включенным в процесс создания спектакля уже с первых читок.

Также кардинальным образом изменилось отношение к самому сценическому пространству.
02
Бенуа А.Н. Декорация апофеоза. Задник «Мнимый больной». 1913 г.
Чтобы добиться актерской правды на сцене, основатели театра ставили множество экспериментов.
А.П. Чехов, «Чайка», Художественный театр.
4
01
А.П. Чехов среди участников спектакля «Чайка», 1898 год
«Чайка» возникла на сцене Художественного театра, когда
и русская сцена, и русское общество ждали обновления.
Она явилась первой в репертуаре Художественного театра современной пьесой.

«Ты дал моей «Чайке» жизнь, спасибо», — писал А. П. Чехов Вл. И. Немировичу-Данченко.
Но спектакль дал жизнь не только пьесе Чехова — на нём произошло также рождение нового направления театра — для пьесы необходим был совершенно иной, новый сценический язык, который смог бы точно донести ее суть
до зрителя.
02
«Чайка». 1898г. III действие, 17 кадр Аркадина — О.Л. Книппер Тригорин — К.С. Станиславский 1905 г.
Судьба А.П. Чехова неразрывно связана
с Художественным театром, который первым дал подлинную сценическую жизнь его пьесам, что стало началом союза русской литературы со сценическим искусством.
Булгаков
и МХАТ
5
01
М.А. Булгаков, 1926 г.
Ему предложили написать пьесу
по его же роману «Белая гвардия». Писатель согласился. Так родилась постановка «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, ставшая программной для МХАТ советской эпохи, и так начался роман писателя с Художественным театром.

Пьеса имела успех и вызывала широкий общественный резонанс. Ее сопровождали жаркие дискуссии. Уже в сезоне 1926/1927 года «Дни Турбиных» игрались более 100 раз. Однако, несмотря на это,
в 1929 году ее снимают
с репертуара, обвинив М.А. Булгакова в мещанских настроениях
и пропаганде белого движения.
02
М.А. Булкагов в роли Судьи
в спектакле «Пиквикский клуб», 1934 г.
С установлением советской власти возникла необходи-мость в современной драматургии и руководство Художественного театра обратилось к талантливым молодым писателям, в числе которых был М.А. Булгаков.
Пьеса игралась до 1941 года. Незадол-го до начала Великой Отечественной войны Художественный театр был
на гастролях в Минске, где в склад
с декорациями к спектаклю попала бомба. Декорации не подлежали восстановлению. Спектакль восста-навливать не стали.

Драматургическая судьба М.А. Булгакова и его взаимоотношения
с МХТ были непростыми. В марте 1929 г. было принято решение
об изъятии всех пьес Булгакова
из репертуара советских театров.
Его не печатали, не брали даже рабочим сцены. Только в 1930 г., после звонка И. Сталина, взяли режиссером-стажером в Художест-венный театр, где он проработал
до 1936 г., когда его пьеса «Мольер» была разгромлена в «Правде».

После окончательного разрыва
с Художественным театром Булгаков начал набрасывать роман под названием «Записки покойника» («Театральный роман»), в котором он описал театральное закулисье
и свои отношения с МХТ.
Олег Ефремов. Перемены.
Два МХАТа
5
01
«Борис Годунов». 1994 г. Борис Годунов — О.Н. Ефремов. Фото
И. Александрова.
Необходим был человек, который, соблюдая этику и философию МХТ, мог бы вдохнуть новую жизнь
в театр. И таким человеком оказался Олег Ефремов.
В Художественный театр Олега Ефремова пригласили в 1970 г. старейшие артисты театра,
так называемые «старики».
Они видели в нем режиссера «своего», мхатовского направления.

Олег Николаевич Ефремов пришёл
в Художественный театр, когда
в огромной труппе были сложнейшие отношения поколений. Старики уже не играли активно,
у среднего поколения не было мастерства стариков. А бесправную молодежь вообще
не рассматривали серьезно.

Новые художественные задачи, поставленные перед Ефремовым, невозможно было решить без налаживания взаимоотношений
в труппе и воспитания молодых актеров.
02
«Сон разума», 29. 05. 1973, Режиссёр-постановщик спектакля О.Н. Ефремов выступает перед членами XV Конгресса Международного Института Театра на показательной репетиции
После смерти Вл.И. Немировича-Данченко в 1943 году в театре не было лидера, который мог бы объединить разросшуюся труппу вокруг создания нового художест-венного процесса.
МХАТ периода Олега Табакова
7
01
Сальери - О.П. Табаков. "Амадей", 1983г.
О.П. Табаков считал, что театр всегда должен быть живым
и соответствовать своему времени.
В 2000-х годах время кардинально изменилось и далеко не каждый мог в нем сориентироваться. Необходим был новый подход, и именно О.П. Табакову удалось его реализовать. Он разработал верную репертуарную политику, хотя всегда утверждал, что единой художественной программы у него нет.

Табаков постоянно находился
в поиске — талантливых режиссеров, интересного репертуара, художественных решений, предполагающих самую разную, порой даже взрывную, реакцию. Он допускал в стенах Художественного театра самые смелые высказывания, не говоря уже про разного рода эксперименты, которые заставляли публику смелее воспринимать искусство.
02
Бутон — О. П. Табаков, Мольер — О. Н. Ефремов. «Кабала святош», 1988 г.
После ухода из жизни Олега Николаевича Ефремова многие считали, что Олег Павлович Табаков — един-ственный, кто способен подхватить ефремовскую традицию и возглавить Московский Художествен-ный академический театр имени А.П. Чехова.
Площадки
Музея МХАТ
8
01
Постоянная экспозиция. Камергерский переулок д.3
Сейчас Музей МХАТ включает
в себя три площадки. Это Дом-музей К.С. Станиславского, квартира
Вл.И. Немировича-Данченко
и основная экспозиция
в Камергерском переулке, рассказывающая об истории МХТ. Коллекция музея превышает
330 000 предметов и постоянно пополняется.

В Музее проходят временные выставки, в том числе современных художников, осмысляющих наследие отцов-основателей
и художественной традиции МХТ,
а также лекции, спектакли, оперные и драматические вечера, детские программы.
02
Музей МХАТ. Постоянная экспозиция
Музей МХАТ был основан
27 октября 1923 года
по предложению Константина Сергеевича Станиславского. С самого начала музей располагался
в помещении МХАТ в проезде Художественного театра — под сценой. Собрание музея насчитывало всего
275 предметов.
У Музея есть сайт museummhat.ru, где работают виртуальные выставки, а также страницы в соцсетях, где Музей МХАТ публикует не только анонсы предстоящих мероприятий, но и рассказывает об интересных событиях и личностях, связанных с Художественным театром.

Всех, кто хочет узнать больше об истории Художественного театра, приглашаем к нам в гости!
Made on
Tilda